детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Разработка урока по истории средних веков по теме: "Усиление королевской власти в конце ХV века во Франции и Англии" : История и обществознание

Тема: “Усиление королевской власти в конце ХV века во Франции и Англии”

Цели урока.

а) На основании исследования ролевой игры, схемы, учебника, актуализации знаний привести к пониманию:

  • Признаков централизованного государства и его отличия от раздробленного;
  • Исторического значения объединения государств и их последствия;
  • Что такое монархия и парламентская монархия.

б) Продолжить работу по формированию навыков и умений по целеполаганию и рефлексии, установлению причинно-следственных связей.

Форма урока:

урок-исследование.

Тип урока:

урок формирования новых ЗУН.

Оборудование урока:

  • карта Европы конца XV века;
  • схема централизованного государства во Франции;
  • опора “Война Алой и Белой Розы в Англии”; портреты Людовика ХI и Карла Смелого;
  • книга для чтения по истории средних веков;
  • учебник “История средних веков” под редакцией доктора исторических наук А.А. Сванидзе, авторы Е.В. Агибалова и Г.М. Донской;
  • таблица “Феодальная лестница”.

Понятийный аппарат, используемый на уроке:

раздробленное государство, централизованное государство, сословная монархия, монархия, междоусобные войны, Генеральные штаты, парламент.

Урок разработан по методике
продуктивного обучения А.В. Хуторского.

ХОД УРОКА

 

I. Сообщение темы урока

II. Целеполагание учащихся по теме и плану на доске; учителя

III. Актуализация знаний

Чтобы понять, как завершилось объединение Франции, что надо вспомнить?

а) причины объединения Франции;

б) начало и ход объединения.

По ходу работы заполнить таблицу на доске.

Причины объединения Франции

Последствия объединения

1

2

Пока по ходу актуализации заполняется левая графа, второй учащийся у карты готовит ответ на вопрос “Начало и ход объединения Франции”.

IV. Новая тема

1. Завершение объединения Франции.

Какие земли оставались еще не присоединенными к королевским владениям? Как они были присоединены? (Работа с картой учебника, с. 179):

Учащиеся исследуют эмпирический прием - ролевую игру.

Вопросы к учащимся для исследования ролевой игры (работа в группах).

Вопросы 1-й группе: какие цели и средства их достижения были у Людовика XI?

Вопросы 2-й группе: какие цели и средства их достижения были у Карла Смелого?

Вопросы 3-й группе: чьи цели были лучше для Франции? Всегда ли цель оправдывает средства?

После обсуждения темы учащиеся делают вывод - история рассудила, что Людовик XI был прав: “Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать”.

Вопрос к классу: чем завершилось объединение Франции? (Найти ответ в учебнике с. 178-179).

2. Франция – централизованное государство (прием исследования схемы):

  • Какое государство называется раздробленным?;
  • Какое централизованным?;
  • Какой стала Франция?;
  • Назовите признаки централизованного государства;
  • Кому принадлежала вся власть?

(постоянное войско своих отрядов вместо вассалов, ежегодный налог с населения на содержание войска, король объявлял войну, мир, управлял государством с помощью чиновников, решал все государственные дела по своей воле, сам распоряжался казной, имея постоянное войско и деньги, Генеральные штаты больше не собирал, он в них не нуждался, вся страна подчинялась единой центральной власти – власти короля с аппаратом его чиновников)

ВЫВОД: Таким образом, Франция стала централизованным государством с монархической формой правления.

3. Последствия объединения Франции.

(Найти ответ на с. 180-181, сопоставив с причинами объединения, заполнить вторую графу таблицы).

В чем состоит историческое значение объединения Франции? Сравните свои ответы с выводами учебника, с. 181.

4. Война Алой и Белой Розы в Англии.

Исследуя опору, предположите, что все это означает:

а) Это междоусобная война, которая длилась 30 лет между Йорками и Ланкастерами.

б) В чем особенности этой войны? (Найти ответ в учебнике, с. 181 – главная цель состояла в истреблении противников).

5. Правление Генриха VII.

Исследуя текст учебника, ответить на вопросы:

а) Что Вы находите общего в действиях Людовика XI и Генриха VII?

б) В чем отличия централизованного государства в Англии от централизованного государства во Франции? (В Англии сохранялся парламент)

в) Поэтому, как можно назвать по форме правления эти государства? (Франция – монархия, Англия – парламентская монархия).

V. Рефлексия

Что узнали.

Каким способом.

Чему научились.

Какие испытывали трудности.

Интересно ли было на уроке.

VI. Домашнее задание

С целью мотивации познавательной деятельности задание даю на выбор.

Варианты:

а) Параграф 21 и ответы на вопросы параграфа.

б) Составить сканворд по теме.

в) Составить игру по теме “На рыцарский турнир”.

г) Сочинить речь от имени Людовика XI или Карла Смелого.

По данному уроку давались задания креативного, когнитивного и оргдеятельностного типа. Школьники добывали самостоятельно знания, материал в готовом виде не давался, познавательная активность была высокой.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD