детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Урок-конспект по теме: "Волшебная красота и сила русского слова" (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг") : Литература

 “Бежин луг” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”. Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла.

Что “сказалось” Тургеневым в этом небольшом, но сложном произведении, в чём его смысл, разгадка тайны, попытаемся определить, наблюдая за речью писателя, за прекрасным тургеневским языком, за его стилем.

Звучит стихотворение в прозе Русский язык” в исполнии заранее подготовленного ученика.

Работа над текстом рассказа начинается с анализа пейзажа – своеобразного обрамления произведения. Говорю ребятам, что И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает “какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”.

Очевидно, что под впечатлением этого “сладостного, ноющего” чувства родились следующие строки.

Три ученицы читают наизусть начало рассказа. Тихо звучит органная музыка, символизирующая наступление утра (Р.Щедрин “Музыкальное приношение”).

В данном отрывке отмечаем художественные средства изображения, которыми автор рисует картины наступления “прекрасного июльского дня”, появления “множества круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями”, около полудня и медленного их исчезновения к вечеру. Отмечаем сравнение “алое сиянье… как бережно несомая свечка”.

В этих картинах нет резких красок: преобладают нежные, ласкающие тона. Кажется, одно резкое движение, лишний штрих - и всё исчезнет. Но нет, автор заставляет верить: вскоре на небе затеплится вечерняя звезда.

За этим зачином следует рассказ об охотнике, заблудившемся в лесу и тщетно ищущем дорогу. Понаблюдаем, как меняется тон рассказа.

Предлагаю ученикам найти элементы описания надвигающейся ночи.

После слов ”…. вдруг очутился над страшной бездной” автор переходит к характеристике мальчиков и предлагает читателю выслушать их страшные истории.

Авторские описания усложняются. Он, наконец, понял, кого увидел у костра, и объясняет это читателю.

Затем находим описание “тёмного неба, пламени, лошади, которая жевала и отфыркивалась”.

Охотник залюбовался мальчиками. Познакомимся и мы с ними.

Заранее подготовленные ученики дают портретные характеристики мальчиков, выделяют детали, характерные для каждого из них.

Учитель обращает внимание на репродукции, висящие на доске (портреты крестьянских детей кисти Поленова, Васнецова, а также русская пейзажная живопись).

Безусловно, характеристики детей были бы неполными, если бы мы не услышали, о чём они говорили у костра. И здесь не перестаёшь восхищаться мастерством И.С.Тургенева – истинного художника. Каждый рассказ – это не только “страшная история”, навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это ещё и внутренний мир каждого ребёнка, гамма чувств, верований, переживаний.

Группа ребят подготовила перечень условных названий рассказов детей в цвете, то есть показала, какие цветовые ассоциации у них возникают после прочтения каждой истории. Например, рассказ Ильюши о домовом показалось ребятам чёрным: пугающая темнота ночью, ничего не видно, и только устрашающие звуки наверху. История Кости про русалочку, “светленькую, беленькую”, которая сравнивается с “плотичкой какой или пескариком”, показалась юным читателям серебристо-белой, а страшное поверье про покойников, которых можно увидеть идущими по дороге, если сядешь в родительскую субботу на паперти церкви, показалось детям синим, как туман.

Следующий этап урока – истории, рассказанные у костра, - проходит в виде инсценировки. Мальчики усаживаются у импровизированного “костра” и рассказывают страшные истории. На уроке мы представляем только некоторые из них. Сначала Костя рассказывает про Гаврилу, затем всяк час видеть можно”.

Предлагаю сравнить эти две истории. Чем они отличаются? Детям кажется, что в рассказе Кости больше поэзии, чувствительности, жалости не только к Гавриле, но и к нечистой силе, которую Гаврила так безжалостно “закрестил”.

Удивителен по своей поэтичности эпизод с белым голубком. Голубок, словно символ чистоты и святости, неизвестно откуда прилетает после рассказа об Ульяне, которая, мёртвая, “сама идёт по дороге”.

Далее сопоставляем две истории об антихристе, рассказанные Ильюшей, затем Павлушей.

Известно, что более всего И.С.Тургенев любовался Павлушей. Но почему он завершил рассказ гибелью героя?

Предлагаю ребятам две версии:

Первая: в судьбе Павлуши намечаются триединство: бегал за волком, ходил за водой, не боясь утопленника, и, наконец, упал с лошади.

Вторая версия, – реалистическое объяснение: отчаянная смелость мальчика, нежелание беречься привели к гибели героя.

В заключение под музыку Р.Щедрина ребята слушают в исполнении учителя отрывок из рассказа со слов: ”Уже более трёх часов протекло”. “Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось, ” – этим жизнеутверждающим настроением завершается замечательное произведение. “Бежин луг”. Оно оставило в душах детей множество переживаний: любовь к родной природе, интерес к жизни своих сверстников в далёком XIX веке, а главное – умение сочувствовать, сопереживать и любить родной язык, на котором творили лучшие писатели – классики.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD