детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Развитие творческого мышления на уроках музыки : Музыка

Музыкальное воспитание детей – важное звено общей системы воспитания, основной задачей которого является разработка и внедрение творческой системы музыкально – эстетического образования. На уроке музыке, как уроке искусства, освоение всех элементов должно проходить в увлекательной форме, приносить учащимся эстетическую радость познания. Это одно из главных направлений моей педагогической деятельности в школе. Сам принцип проведения урока музыки я стараюсь основывать, прежде всего, на оптимизации воображения, развитии эмоционально – образной сферы учащихся. Целый ряд психологический явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это – сопереживание, вовлечение, вживание, соучастие и т.д.

Учащиeся 1-3 классов в нашей школе занимаются по разработанной мною авторской двухчасовой программе “Воспитание музыкой”, принятой на Республиканском конкурсе авторских программ и награжденной Дипломом II степени.

На уроках первого года обучения “Музыка. Движение. Театр” важнейшим фактором творческого развития детей становится игровая ситуация. Восприятие музыкальных произведений происходит через познание их жанровости, тесно связанных с жизненными ситуациями. Этому способствуют темы четвертей: “Краски осени”, “Музыкальный карнавал животных”, “Волшебница зима”, “Музыка о доме”, “Весну встречаем”. Творческие задания пронизывают весь урок от начала до конца, и реализуются через освоение тематических комплексов – сквозных и этапных тем. В программе разработаны различные варианты творческих заданий: сочинить сказку по прослушанному музыкальному произведению или же, что особенно нравиться учащимися, сочинить маленькие оперные сцены на заданный литературный текст. Или же озвучить голоса сказочных героев, например, из самых распространенных сказок “Колобок”, “Теремок”. Учащимся дается задание подобрать нужный регистр, темп, характер темы отдельных героев. После обсуждения учащиеся подбирают подходящую интонацию и воспроизводят свои варианты мелодий на заданный текст или звуки героев: писк Комарика, кваканье Лягушки и других героев из сказки “Теремок”, хитрой Лисички или косолапого Мишки из сказки “Колобок”. В этом случае получают развитие навыки импровизации. Для развития двигательных навыков учащиеся выполняют задания: изобразить услышанные музыкальные образы, музыкальный темпоритм, характер, соответствующий содержанию музыкального отрывка. Разучивание элементарных разнохарактерных танцевальных движений помогает составлению танцев, применяя их в праздничных утренниках, которыми заканчивается каждая учебная четверть. Игровые моменты помогают сделать учебный процесс более легким и увлекательным, а, самое главное, являются способом развития общения, артистических данных, как неординарное средство формирования личности.

Если в первом классе познание музыкального искусства достигается через движение, игру, через театральные постановки, то во втором - дети узнают о средствах музыкальной выразительности, построениях музыкальных произведений, о нотной грамоте и элементарных исполнительских возможностях. Развитие творческого мышления особенно активизируется при изучении темы “Музыкальный язык”. Ведь не зная языка музыки, невозможно понять ее так, как, не зная букв, невозможно прочитать книгу.

Знакомство с нотками тоже проходит в игровой форме. Но игра уже несет познавательный характер. Понятие звуковысотности идет через игру “Музыкальная графика”. Дети составляют график движения мелодии. Например, песня “Про кузнечика”. Исполняя мелодию, дети показывают рукой высоту звуков (по методике Д. Огородного “Азбука жестов”), а затем составляют вот такой график: (Рисунок № 1). Такой прием очень помогает при интонационной работе в песне. Если какое то место вызывает затруднение при разучивании, то я обращаюсь к исследованию этого эпизода через составление графика. Это помогает отдохнуть голосовому аппарату, и на какой то момент сменить род деятельности.

img1.jpg (17603 bytes)

В следующей игре “Ритмослоги” второклассники составляют ритмическую основу слогов. Эта работа выполняется на определенной ноте, изучаемой на уроке. Например, “Я иду с цветами” - на ноте “Соль”, “Скок, поскок” - на ноте “Ля” и т.д. Таким образом, дети запоминают положение нот играючи, а не специально заучивая.

При изучении “Длительности нот” очень помогает сказка “Дружная семейка” Е.А.Королевой из книги “Музыка в сказках, стихах и картинках”. Слушая сказку учащиеся отстукивают шаги восьмых нот – “ребятишек”, четвертных - “родителей”, половинных – “бабушек”, целую – “прабабушку”. И им без специальных объяснений понятно, на сколько восьмые длительности звучат быстрее других. Эти же герои помогают и при теме “Размер”. Учащимся дается задание разместить “жильцов по квартирам”. В одной “комнате – такте” живут два “человека” при размере две четверти, как же разместить три “жильца” при этом же размере? Из опыта работы это задание дети выполняют с большим увлечением. Так же по этой теме любят решать задачки: сколько длительностей можно вместить, например, в целую ноту. Или же вот такие “кроссворды”. Надо подставить длительности так, чтобы и по горизонтали и по вертикали был размер две четверти из таких же длительностей, которые даны в условие. Такие задания на 5-10 минут активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творческих умений, делают тему более доступной и интересной, а главное помогают восприятию музыкального искусства, способствуют более обдуманному и выразительному исполнению песен. А итогом проверочной работы очень хорошо подходит песня “Робин Бобин” Г. Гладкова. Учащиеся получают задание по содержанию песни показать тяжесть шага “обжоры”: в первом куплете восьмыми долями, во втором – четвертными, в третьем – половинными, по мере его “сытости”.

Так же песня помогает и при изучении темы “Штрихи в музыке”. Помощницей становится песня “Почему медведь зимой спит”. Третье предложение каждого куплета учащиеся исполняют на разные штрихи, в соответствии с содержанием. “Шел он шел к своей берлоге…” - на нон легато, во втором куплете “На сосне веселый дятел..” – на стаккато, в третьем куплете поем медведю “Колыбельную” на легато. А чтобы обыграть темы по средствам выразительности музыки очень помогает материалы из уже упомянутой книги Е.А. Королевой “Музыка в сказках, стихах и песнях”. Но все же главной целью всех подобных уроков является “Познакомить учащихся со средствами музыкальной выразительности, как помощниками воспитания вдумчивого слушателя, умеющего красиво воспринимать музыку через чувства”.

Знания музыкальной грамоты помогает усвоению темы о музыкальном фольклоре в третьем классе. Я применяю задания сочинительского характера. Учащиеся пробуют сочинять частушки, колыбельные, плясовые песни, пополняют свой фольклорный репертуар от бабушек и мам. Песня на мелодию “Через две зимы” с переделанным текстом на школьную тему стала “гимном” первоклассников. А сколько вариантов частушек из жизни классного коллектива, друзей, семьи, так это не перечесть. Конечно, в таких заданиях активную роль занимают родители. Но это только радует.

В свою программу я ввела изучение народных праздников. На уроках мы разыгрываем сюжеты народных праздников с колядками, играми, сценками и песнями. Стал традиционным в нашей школе “Праздник Масленицы” для третьеклассников. Все умения, знания, полученные за третью четверть при знакомстве с традициями народа, обрядами, учащиеся показывают с большим артистическим умением, потому что они становятся активными участниками, а не пассивными слушателями.

Разнообразные творческие задания на уроках музыки в начальных классах приучают к мыслительной деятельности в среднем звене, при прослушивании более сложных и объемных музыкальных произведений. Пятиклассникам еще трудновато изложить свои впечатления о музыке в грамотно построенных предложениях. Поэтому я использую задания, в которых сочетаются игровой и обучающий план. Например, игра “Копилка образов” К услышанному музыкальному образу подбираются средства воплощения его.

  • характер: светлый, задорный, звонкий, игривый, лукавый…
  • темп: подвижный, живой…
  • ритм: пунктирный, активный…
  • выразительные штрихи: стаккато
  • регистр: меняющийся, от среднего к верхнему…

Такая игра помогает выстраивать полный музыкальный разбор произведения. А проверочным результатом своего мастерства становится выполнение задания по сочинению сказки о музыке, в которой главное действующее лицо – Музыка, которая заменяет Добрую силу, побеждающая Зло. В разделе описания волшебной музыки главного героя, предоставляется учащимся показать свое мастерство. Сколько создано замечательных, добрых сказок, которые собраны в кабинете музыки уже в четырех “книгах”.

А когда проходит тема “Можем ли мы увидеть музыку” учащиеся рисуют музыку. Какое то произведение в цвете, следующее в орнаменте, следующее в образе. Но ведь сначала надо охарактеризовать музыкальное произведение, понять замысел. И здесь помогают накопленный опыт благодаря выше указанной игре. Составляя свои рисунки по прослушанному музыкальному фрагменту, учащиеся раскрывают эмоциональную отзывчивость, развивая свой художественный вкус

Фрагмент урока в 4 классе по теме “Можем ли мы услышать живопись”

“Картины моря в творчестве Н.А. Римского - Корсакова”

Цель урока: Увидеть внутреннюю связь между музыкой и изобразительным искусством. Развитие творческого воображения

Музыкальный фрагмент

Вопросы, задания

Предполагаемые ответы

Беседа учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление “Океан море синее” из оперы “Садко”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Песня Варяжского гостя”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Песня Индийского гостя”

 

 

 

 

 

 

Итог:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Послушайте музыкальный фрагмент и выполните задания в тетрадях:

- меняется ли море. В одном ли оно цвете или нет.

- слушая этот фрагмент,

изобразить в первом рисунке все что вы “увидите”

 

 

 

 

 

 

 

-по вступлению и проигрышам изобразить в цвете северное море и его волнение. - рядом с рисунком записать слова, характеризующие само море и как оно изображено, т.е. что музыка “выражает” и “изображает”

- определить тембр голоса исполнителя

 

-изобразить в цвете и движении южное море.

- сравнительная характеристика выразительности и изобразительности -тембр голоса исполнителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Море разноцветное. Музыка меняется по темпу и по динамике.

(Учащиеся показывают рисунок к первому фрагменту).

 

 

 

 

 

Море угрюмое, суровое, бушующее...

Изображаются удары волн о скалы…

Варяжский гость поет в басовой партии, что соответствует общей картине.

Бас.

 

 

 

Море нежное, спокойное, теплое…

Изображается лазурные волны, отражение солнечных лучей…

Тенор

1. Знакомство с картинами Айвазовского 2.Беседа об учебе композитора в Морском корпусе в Петербурге и его 3-х летнем плаванье по окончании училища. Мы сегодня постараемся увидеть те замечательные картины моря через музыкальное воплощение Николая Андреевича

 

 

 

 

 

А так же меняются тональности, то есть сам тон окраски, море как бы окрашивается в разные цвета. Вы это хорошо отобразили в рисунке.

Краткий рассказ содержания оперы, подводящий к четвертой картине “Собирает Садко дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про края далекие, чтобы знать, куда путь держать.

 

 

Варяжский гость поет о сильных, мужественных, закаленных в борьбе с грозной стихией людях: “Мы в море родились, умрем на море”

 

 

 

 

 

 

В этой песне гость поет о сказочной красоте Индии, здесь слышны переливы волшебной, райской птицы: “Райские все песни сладко распевает”

 

 

 

Вы очень старались и отлично справились со всеми заданиями. Своими рисунками вы еще раз доказали, что музыку можно “увидеть”, если внимательно послушать, понять, представить.

Развитие творческого мышления учащихся имеет продолжение и в последующих классах, где глубокое переживание художественных произведений осмысливают в своих мини-сочинениях о музыке. Анализ творческих работ показал, что дети подчеркивают огромную связь музыкального искусства с жизненными ситуациями. Что она с большей силой способна влиять на человека, помогать в разных жизненных ситуациях и, главное, воспитывать благородство, гуманность, доброту.

Фрагменты итогового урока первой четверти в 6 классе по теме “Преобразующая сила музыки”.

Цель урока: Развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желания слушать и исполнять ее.

Разделы урока

Ход урока

Музыкальное приветствие

 

Подготовительная беседа

Исполнение приветствия “Музыка здравствуй”

Сегодня заключительный урок первой четверти. Заключительные уроки у нас всегда особенные и сегодня – это подведение итогов ваших музыкальных впечатлений.

Печальна и чиста,

Как жизнь, людьми любима,

Как жизнь, ты непроста,

Как жизнь, непостижима,

Музыка!

К. Кулиев

На уроках первой четверти звучала очень разная музыка. Разных композиторов, разных стран. Эти произведения раскрывали разные человеческие чувства, разные стороны человеческой жизни. Давайте вспомним по небольшим фрагментам какое воздействие оказывали на нас музыкальные произведения, как помогали они людям в определенных жизненных ситуациях.

Музыкальная викторина

“Матушка, что во поле…”

рус. нар. песня

 

  • какое чувство вызывает у вас эта песня. Я помню как сосредоточено вы ее слушали на первом уроке.

Ответы детей: Эта песня передает тревогу, беспокойство перед будущем героини…

“На побережье тайном” Микиса Теодоракиса

 

 

Песня “Я – фронт”

  • Что характерно этой музыке? Вспомните исторические факты греческого народа.

Ответы детей: Это пример, как музыка может заменить

оружие борьбы, сплотить народ, придать

уверенность в завтрашнем дне.

Давайте исполним одну из песен Микиса Теодоракиса “Я – фронт”

Органная фуга И. Баха

  • Следующий номер я исполню в новом для вас звучании – на синтезаторе. Определите стиль построения этого произведения.

Ответ: полифонический

  • Какие человеческие чувства стремился вызвать И.С.Бах своей музыкой?

Ответы: Чувства собственного достоинства, веру в силу человеческого разума…

Да, образ человека, за которого боролся своим искусством И. Бах, можно охарактеризовать словами М. Горького “Человек – это звучит гордо!”. Этим Бах и близок нам – людям живущим через 200 с лишним лет после его смерти.

Симфония П.И.Чайковского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Песня “Семь нот”

А. Варламова

Компьютерная программа “Эрмитаж”

  • Какова преобразующая сила этой музыки?

Ответы: Музыка Чайковского проникнута любовью к человеку. Она человечна.

Мы отметили на первом уроке особую популярность музыки этого композитора. Люди ощущают особую потребность в этой музыке, подобно в потребности в добром, ласковом слове близкого человека.

И яснеет бездонная высь надо мной.

Оттеняется зло,

Забывается косность,

И в сердцах воцаряется скрипки печаль.

Увлекая, весь мир согревает Чайковский,

И, как луч, доброта простирается вдаль.

Это слова о музыке Петра Ильича поэта У. Кумисбаева

А сам Чайковский о своей шестой симфонии сказал: “Я положительно считаю ее наилучшей и в особенности наиискреннейшей из всех моих вещей”.

Путешествуя по лучшим произведениям, одних из лучших композиторов, я уверена, обогатило ваше понимание о том, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе ее преобразующее влияние.

Завершить итоговой урок мне хотелось бы словами П. Чайковского, вдумайтесь в эти слова:

“Где сердце не затронуто, - не может быть музыки”

Волнует музыка, тревожит,

Вновь пробуждая красоту,

И никогда никто не сможет

Сравниться с ней по волшебству.

Давайте подтвердим эти слова исполнением песни “Семь нот”

В завершении урока я предлагаю виртуальное путешествие по “Эрмитажу”, шедевры которого сопровождаются музыкой П. Чайковского и она вам уже знакома. Обратите внимание как гармонично сочетается изумительная красота живописи и музыки.

 

Развитие творческого мышления через игру, движение, фантазию в младших классах помогает воспитанию вдумчивого слушателя, способствует приобщению учащихся к современной музыке в ее взаимосвязи с музыкальным классическим наследием. И я стараюсь, чтобы осуществление художественного познания мира детьми происходило через собственную творческую деятельность.

Радует, что многие мои ученики избирают профессии, связанные с музыкой и успешно преподают в школах и дошкольных учреждениях нашего города и за его пределами.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD