детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Критерии оценок решения количественных задач : Физика

При проведении олимпиад наибольшую сложность, как нам кажется, представляет процесс проверки работ.

За решение каждой задачи, в зависимости от сложности, дается определенное количество баллов, но не каждое решение заслуживает высшей оценки. Поэтому проверяющий решение задачи вынужден выставить лишь часть баллов от номинала. При этом большое влияние оказывает субъективный фактор, а значит, необходима система проверки, которая бы уменьшала его влияние.

Такая система проверки была создана. Она составлена таким образом, чтобы исключить субъективный фактор и наиболее полно учесть знания, умения, навыки участников олимпиады.

Система проверки представляет собой перечень критериев, по которым оценивается решение задачи. Каждому критерию соответствует процентное отношение от номинального количества баллов за задачу (см. таблицу).

Оцениваемые элементы знаний, умений, навыков

Процент

1. Ознакомление с условием задачи. В том числе:

25

– Краткая запись условия.

5

– Использование физической символики.

5

– Запись единиц измерения и перевод их в СИ.

5

– Хорошее оформление работы, четкие рисунки и чертежи.

5

– Нахождение и запись необходимых табличных и дополнительных данных.

5

2. Составление плана решения. В том числе:

25

– Обоснование выбора физических формул для решения.

10

– Рациональный способ решения.

10

– Запись формул.

5

3. Осуществление решения. В том числе: 25
– Вывод расчетных(ой) формул(ы). 15
– Умение решить задачу в общем виде. 10
4. Проверка правильности решения задачи. В том числе: 25
– Вычисления. 5
– Математические операции с единицами измерения физических величин. 5
– Краткое объяснение решения. 5
– Оригинальный способ решения. 5
– Анализ полученных результатов.

5

Критерии оценок разрабатывались следующим образом.

Решение задачи можно условно разбить на четыре этапа [1–3].

  1. Ознакомиться с условием задачи (анализ условия задачи и его наглядная интерпретация схемой или чертежом).
  2. Составить план решения задачи (составление уравнений, связывающих физические величины, которые характеризуют рассматриваемое явление с количественной стороны);
  3. Осуществить решение (совместное решение полученных уравнений относительно той или иной величины, считающейся в данной задаче неизвестной);
  4. Проверка правильности решения задачи (анализ полученного результата и числовой расчет).

В свою очередь каждый этап разбит на отдельные пункты (критерии), по которым можно судить о сформированность у участника олимпиады умений и навыков.

За полностью выполненный этап решения участнику начисляется 25% от номинальной оценки задачи, в противном случае (этап реализован не полностью или совсем не рассматривался) участнику олимпиады начисляются проценты только за выполненные пункты данного этапа.

Таким образом, чтобы оценить решение задачи необходимо сложить все начисленные участнику олимпиады проценты, а затем перевести их в баллы.

Содержание и методические обоснования критериев оценки.

С первых уроков физики преподаватели не только передают учащемуся знания, но и прививают определенные умения, навыки подхода к решению физических задач. Эти знания, умения и навыки разбиты на группы (в дальнейшем их используют как основные критерии оценки решения задачи). [4]

“Краткая запись условия” и “Использование физической символики” – умение выделить данные в условии величины, записать их, определить искомые.

“Запись единиц измерения и перевод их в СИ” – осведомленность ученика о системе СИ и умение переводить в нее внесистемные единицы.

Хорошее оформление работы, четкие рисунки и чертежи” и “Нахождение и запись необходимых табличных и дополнительных данных” – умения анализировать задачу, определять какие еще данные необходимы для решения и где их найти, а также навыки пользования таблицами и справочниками.

“Обоснование выбора физических формул для решения” – дает возможность составить представление о том, как учащийся понимает описанную в задаче физическую ситуацию.

“Рациональный способ решения” – найдено наиболее оптимальное решение.

“Запись формул” – проверка прочности знаний.

“Вывод расчетных(ой) формул(ы)” и “Умение решить задачу в общем виде” – умение выделить в системе исходных физических уравнений неизвестные величины и выразить их через данные в условии.

“Вычисления” – умение рационально делать числовые расчеты по формулам, в частности с учетом приближенных вычислений.

“Математические операции с единицами измерения физических величин” – умения, специфичные для решения именно физических задач.

“Краткое объяснение решения” – свидетельствует о понимании теоретического материала и сознательном подходе к решению задачи.

“Оригинальный способ решения” – решение задачи не стандартным способом (возможно, что решение будет боле сложным).

“Анализ полученных результатов” – насколько учащийся разобрался в правильности найденного ответа.

Дополнение.

У проверяющего обязательно должно быть "эталонное" решение задачи.

Если какой либо пункт, при проверке решения, оценить невозможно (задача имеет только единственное решение; нет необходимости использовать табличные и дополнительные данные), то он автоматически засчитывается участнику как выполненный.

Используемая литература.

  1. Балаш В.А. Задачи по физики и методы их решения. – М.:Просвещение, 1974.
  2. Пойа Д. Как решать задачу. – Львов: Журнал “Квантор”, №1 1991 / печатается по изданию М.: “Учпедгиз”, 1959.
  3. Усова А.В., Тулькибаева Н.Н. Практикум по решению физических задач. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001.
  4. Хромовой Л.Д. “Отбор задач и критериев оценок их решения для физических олимпиад учащихся ПТУ” – “Физика в школе”, 6/1985.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD