СДВГ – что это такое у детей, каковы симптомы

Дошкольный и школьный возраст детей часто сопровождается расстройствами развития, что проявляется девиантным поведением. Причина тому – дефицит внимания, гиперактивность, в аббревиатуре СДВГ, что это такое у детей, хорошо знают неврологи и психиатры. Это их сфера работы с детьми, которая в последние годы принимает достаточно широкое распространение. Известный доктор Е. Комаровский занимается с такими детьми по своей системе, и дает рекомендации родителям.

Что такое СДВГ

Дети с появлением СДВГ становятся непоседливыми, не высиживают время урока в школе, занятия в группе детского сада. Они занимаются только интересными для них делами. Однако восприятие окружающего у них не нарушено, они понимают указания педагогов, родителей, но не выполняют их по причине своей импульсивности. СДВГ у детей – что это такое, как влиять на ребенка, задумываются психологи, социальные педагоги учебных заведений.

Неврологи считают СДВГ у детей заболеванием неврологического статуса. Это следствие особого сбоя в функциях мозга, которое, по внешним симптомам, при профосмотрах врачи обнаруживают  у 3-5% среди осматриваемых детей.

Читайте еще: У новорождённого жидкий стул: причины и лечение

В 30% случаях заболевание на фоне коррекции и лечения изживает себя к 14 годам, когда у детей четко формируется контроль поведения. В 40% случаев болезни дети адаптируются к социальным нормам, учатся сглаживать свое поведение. В числе взрослых синдром как таковой остается у 1%, чаще всего эти люди состоят на учете у психиатра.

Интересный факт!

Мальчики подвержены нарушениям функций мозга, вызывающих СДВГ, в 5 раз чаще, чем девочки.

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

Причины формирования СДВГ у детей не установлены. Врачи только констатируют факт появления заболевания по его внешним симптомам.

Медики утверждают: сбои в функциях мозга провоцируют некоторые факторы, нарушающие контроль мозга за работой НС. Е. Комаровский дает свою трактовку причин, вызывающих СДВГ с раннего возраста, рекомендует своевременно проводить лечение.

Подобными факторами, способными нарушать закладку нервной системы плода, считаются:

  • грязная окружающая среда, когда вода, воздух, продукты питания содержат много вредных элементов;
  • лечение беременной женщины разными лекарствами;
  • влияние алкогольных напитков, никотина, наркотических средств;
  • болезнь беременной женщины разными инфекциями;
  • угроза прерывания беременности по разным причинам, сохранение такой беременности;
  • сложные роды с травмами головы, позвоночника ребенка.

В младенчестве нарушают функции мозга, вплоть до внутренних мозговых кровоизлияний, разные факторы:

  • болезни со стремительным подъемом температуры до высоких показателей;
  • лечение ребенка некоторыми лекарствами с нейротоксическим действием;
  • заболевание в раннем периоде астмой, воспалением легких;
  • врожденные патологии почечной системы;
  • врожденные пороки сердца.

Читайте еще: Учим буквы с ребенком дошкольного возраста

Генетические факторы определяют 80% зафиксированных заболеваний СДВГ, с явными симптомами. Ученые связывают это с генными нарушениями, регулирующими синтез дофамина, функции дофаминовых рецепторов.

Как результат – нарушается передача нервных импульсов по клеткам мозга, и становится понятным, что это такое – ДСВГ у детей, механизм его развития, направление его лечения.

Важно!

Следить за детьми в 2 года жизни, как он развивается, не проявляются ли признаки гипервозбудимости. В этом возрасте их еще можно корректировать, вовремя начав лечение.

Симптомы

Дети с СДВГ понимают задания, указания педагогов, родителей. Их беда – они не доводят начатую работу до ее логичного завершения. Они не видят, к каким последствиям приведут их поступки, не планируют действия. Из-за этого у детей повышен риск травмирования, они могут потеряться на знакомых улицах.

Мальчики проявляют дефицит внимания деструктивностью в поведении, девочки – отсутствием  внимания, рассеянностью. Исследования показывают, что этой болезни подвергаются европейцы с русыми волосами и голубыми глазами. Симптомы СДВГ проявляются по-разному на возрастных этапах роста ребенка. Но есть общее проявление – их поведение одинаково проявляется в домашних условиях, в школе, в гостях. Нет места и ситуации, где ребенок изменил бы поведение.

Читайте еще: Новый ГОСТ на детские смеси

В раннем возрасте симптомы СДВГ проявляются:

  • ранним развитием движений – держат голову раньше установленных в педиатрии сроков, раньше сверстников садятся, переворачиваются, ползают;
  • нарушениями сна – трудно засыпают, мало спят;
  • истериками при утомлении;
  • повышенной реакцией на громкое звучание музыки, телевизора, яркое освещение – при этом малыши начинают громко плакать.

Малыши бросают новые игрушки, не успевая их рассмотреть, они не задерживают их внимание. Такие симптомы указывают на формирование СДВГ, но до 3-хлетнего возраста это еще не причина для беспокойства.

Что это такое – СДВГ у детей, как лечить малыша, родители задумываются значительно позже, когда синдром уже достаточно сформирован, и есть причина обратиться к невропатологу.

СДВГ отражается на функциях всего организма. Родители видят у детей нарушение пищеварения, частые поносы, аллергию в форме кожных высыпаний с зудом.

Основными симптомами являются:

  • Нарушение функций внимания.
  • Избегание домашних поручений, посещения уроков; в таких случаях дети убегают, прячутся, закатывают истерики.
  • Выраженная цикличность внимания. Для дошкольников концентрация внимания составляет 3-5 минут, для школьников – 10 минут. После этого они отвлекаются на другие дела.
  • Сосредоточенность внимания достигается, если педагог работает с ним одним в обстановке, где нет внешнего раздражения, отвлекающих игрушек, посторонних людей.

  • Гиперактивность. Она проявляется в бесцельных движениях. Не осознавая внешнего вида своих действий, дети предпочитают бегать, залезать на шкафы, ломать игрушки.
  • Быстро и громко разговаривают. Отвечают, не слыша и не понимая сути вопросов. Выкрики, перебивания речи других детей и взрослых. Проглатывание конца слов, постоянное переспрашивание.
  • Выразительная, подвижная мимика. Эмоциональность часто меняется, ребенок беспричинно кривляется.
  • Импульсивность, проявляется в быстром выполнении своих желаний, без обдумывания последствий.
  • Не возможность выполнения последовательной инструкции из нескольких этапов. Постоянное появление новых стремлений, мешающих закончить начатую работу.

  • Не способность подождать, потерпеть. Ему важно незамедлительно получить желаемое, или он начинает скандалить, кричать.
  • Резкие перепады настроения. Вспыльчивость, драчливость без планов отомстить.
  • Отсутствие чувства опасности. Поступки на грани риска жизни: забираются на высокие деревья, крыши гаражей.

Что это такое, объясняет физиология ребенка с СДВГ. Его нервная система постоянно уязвимая, не обрабатывает идущую из окружения информацию. Активность и дефицит внимания – защита организма от высоких нагрузок на мышление, осознавание.

Читайте еще: Могут ли симптомы беременности означать что нибудь другое?

Дополнительными симптомами доктор Комаровский называет:

  1. Трудность обучения при норме интеллектуального развития. Неспособность к пониманию математики – самостоятельное нарушение.
  2. Трудность общения с ровесниками, педагогами, родителями, незнакомыми людьми. Проявляется агрессией, неумением устанавливать дружелюбные отношения.
  3. Отставание эмоционального формирования. Неуравновешенность, капризы, игры не соответствуют возрасту. Это не зависит от интеллектуального развития.
  4. Формирование негативной самооценки на фоне постоянной критики со стороны взрослых и детей. Ребенок убеждается, что он плохой, это приводит к ответной агрессии, ненависти ко всем окружающим.
  5. Трудность выполнить порученное дело самостоятельно. Требуется постоянно контролировать и мягко сопровождать его действия.

У детей с СДВГ активность движений стимулируется мозговыми отделами, регулирующими возможность самоконтроля. В активных движениях, беге, крике мозг совершенствуется. Со временем кора мозга формирует нейронные связи, улучшающие функции НС.

Учитывать!

Активным поведением ребенка организм сам избавляет детей от болезни.

Виды

Практика неврологов разделяет несколько видов СДВГ, по степени их проявления, по поведенческим деструкциям.

Основные виды СДВГ:

  • равная степень выражения дефицита внимания и гиперактивности;
  • преобладание дефицита внимания на фоне незначительного проявления гиперактивности;
  • преобладание гиперактивности на фоне незначительного нарушения функций внимания.

Эти виды гиперактивности подтверждает Е. Комаровский, использует их в формировании групп для работы с детьми и лечения СДВГ.

Диагностика

Нарушение процессов обмена и биоэлектрического поля в передних лобных долях мозга Е. Комаровский считает основной причиной формирования СДВГ. Для этого он предлагает проводить с такими детьми тщательную диагностику, по результатам которой назначается основное лечение.

К диагностическим методам относятся:

  1. Сбор данных о ребенке, включающий разговор с ребенком, беседу с родителями, заполнение  диагностических опросников.
  2. Нейропсихологическое исследование статуса ребенка.
  3. Консультация педиатра о наличии соматических заболеваний.
  4. ЭЭГ, если ребенок высидит процедуру обследования.
  5. МРТ, по показаниям проводится с анестезией.

Невролог и психиатр ставят диагноз уже по ходу общения с ребенком, с анализом информации от родителей, характеристик педагогов. Основное внимание психологи уделяют опросникам.

Их проводят в нескольких вариантах:

  • опросник по методике Вандербильта;
  • опросник симптомов СДВГ для родителей;
  • структурированный опросник по методике Коннерса.

Опросники – информативное обследование, раскрывающие психологу картину протекания болезни, помогающие объяснить родителям, что это такое – СДВГ у детей по симптомам каждого отдельного ребенка; обосновать назначение лечения в каждом конкретном случае.

Лечение

Основное направление лечения – меры педагогического и психологического воздействия. Лечение лекарствами используется в ситуации, когда основные меры не дают позитивного эффекта.

Без лечения СДВГ дети входят в группу риска по:

  • тяге к алкоголю, наркотикам;
  • трудному обучению;
  • развитию тревоги;
  • появлению различных тиков;
  • изменениям в социальной адаптации.

Ученые спорят!

Некоторые специалисты отрицают СДВГ как заболевание, считают его особенностями характера, что не требует лечебного воздействия.

Лечение медикаментами при СДВГ

Лекарства назначаются по результатам индивидуальной диагностики, когда без них не улучшается поведение детей.

Дексамфетамин
Дексамфетамин

Группы препаратов, используемых в лечении СДВГ:

  1. Психостимуляторы – Левамфетамин, Дексамфетамин, Дексметилфенидат. Нормализуют  биоэлектрические функции мозга. Улучшается поведение, снижается агрессия.
  2. Антидепрессанты – Атомоксетин, Дезипрамин, Бупропион. Улучшают функции внимания, смягчают импульсивное поведение.
  3. Ноотропы – Церебролизин, Пирацетам, Инстенон, Гамма-аминомасляная кислота. Эффективность препаратов в воздействии на изменение поведенческих реакций не доказана.
Церебролизин
Церебролизин

Лечат детей небольшими дозами лекарств, минимизируя появление побочных реакций. Практика педиатрии показала – поведение улучшается при приеме лекарства, по окончании курса лечения девиантное поведение возвращается.

Физиотерапия и массаж при СДВГ

Физиопроцедуры назначают в комплексе, чтобы подлечить родовые травмы, снять спазмы в шейных мышцах. Это важно, чтобы нормализовать кровообращение мозга.

Детям с СДВГ применимы:

  • ЛФК;
  • массаж воротниковой зоны, по 7-8 сеансов 2 раза в течение учебного года;
  • физиопроцедуры – инфракрасное прогревание мышц; прогревание мышц парафиновыми накладками.

Процедуры назначаются после консультаций невролога, ортопеда.

Внимание! Исключено лечение мануальных терапевтов.

Другие методы лечения

К ним относятся психотерапевтическое воздействие, коррекция когнитивно-поведенческого статуса, игровая терапия, арт-терапия, семейная терапия, работа с психологами, педагогами и социальными работниками.

Такие меры воздействия на ребенка с СДВГ позволяют устранить неконтактность малыша, его конфликтность с ровесниками, со взрослыми людьми. Важно, чтобы ребенок с возрастом перерос свои проблемы, стал успешным взрослым человеком.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий